Наверх

Извлечения из правил приёма, количество бюджетных и внебюджетных мест, стоимость обучения, вступительные испытания, материалы для поступающих

Приём в университет осуществляется по программам магистратуры для обучения за счёт средств федерального бюджета на конкурсной основе. Условиями приёма гарантируется соблюдение права на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности.

Приём для обучения по программам магистратуры проводится по заявлениям граждан по результатам вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно

Лица, имеющие особые права при поступлении в университет, установленные законодательством Российской Федерации, представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию соответствующих документов при подаче заявления.

Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию одного из следующих документов:

заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Инвалиды I и II групп, имеющие в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на приём в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию справки об установлении инвалидности и заключения об отсутствии противопоказаний для обучения в АмГПГУ, выданные федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Для обучения по программам магистратуры поступающий представляет заявление, диплом бакалавра или диплом специалиста с высшим профессиональным образованием или диплом магистра, четыре фотографии.

Подготовка в магистратуре ведётся по очной форме обучения. Срок обучения – 2 года.

Количество бюджетных мест – 7, внебюджетных – 0.

Приём документов с 20 июня по 25 июля.

Вступительные испытания с 26 июля.

Направление подготовки «Педагогическое образование»

Программа магистерской подготовки: «Социальная педагогика».

Вступительное испытание: педагогика (собеседование).

Расписание вступительных испытаний

Направление

подготовки

Педагогическое образование

Направление

подготовки

Дата/ магистерская программа

Социальная педагогика

Дата/ магистерская программа

26 июля

пятница

Консультация

26 июля

пятница

27 июля

суббота

Педагогика

27 июля

суббота

Экзамены в 9.00 Консультации в 15.00

Материалы для поступающих в магистратуру

Пояснительная записка

Программа вступительного экзаменов в магистратуру сформирована на основе действующих стандартов подготовки бакалавров в системе высшего педагогического образования.

Цель вступительного экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности абитуриента к обучению в магистратуре, предполагающей расширенное поле научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере образования.

Содержание программы вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050700 Педагогика выстраивается на основе базовых дисциплин Государственного стандарта по направлениям высшего профессионального образования бакалавров. В этом контексте на вступительном экзамене в центре внимания оказывается область формирования общепрофессиональных компетенций, связанных с осуществлением образовательной деятельности в широком поле профессионально-педагогических практик.

Исходя из квалификационных характеристик образовательных программ подготовки бакалавров образования, выпускник в общепрофессиональной деятельности должен:

  • владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
  • владеть системой знаний об истории и современных тенденциях развития педагогических теорий и систем;
  • владеть системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;
  • владеть системой знаний о закономерностях личностного развития, факторах, способствующих личностному росту;
  • владеть системой знаний о закономерностях воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, о современных педагогических технологиях;
  • владеть основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания образования;
  • знать систему образовательных учреждений и основы управления ими:
  • владеть основами организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

Соответственно, основными задачами вступительного экзамена является выявление уровня освоения общепрофессиональных компетенций выпускниками бакалавриата по направлениям педагогического образования, к которым относятся:

  • овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;
  • опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
  • освоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;
  • проявление индивидуально-психологических и личностных особенностей учителя, стилей его познавательной и профессиональной деятельности, становление индивидуализированной концепции педагогического знания.

Содержание экзамена

Экзамен сдается в традиционной форме: по билетам. Каждый билет включает два вопроса, ответы на которые предусматривает выявление компетенции соискателя в достаточно широкой области проблем теории современной педагогики, что позволяет оценить его общую социальную и психолого-педагогическую культуру и эрудицию. Формулировка вопросов ориентирует поступающего в магистратуру на проблемное изложение и многоплановый анализ материала с позиции социального и психолого-педагогического подходов.

Вопросы билета формулируются достаточно объемно, что позволяет соискателю в полной мере проявить способность к творческому конструированию ответа.

Содержание

Тема 1. Педагогическая наука и педагогическая действительность.

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Объект, предмет и функции педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая система, педагогическое взаимодействие и др. Место педагогики в системе современного человекознания, ее связи с философией, социологией, культурологией, естественными, психологическими и другими науками.

Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Структура педагогической науки. Педагогическая задача, типология педагогических задач.

Понятия методологии педагогической науки и деятельности. Методы педагогических исследований. Педагогический эксперимент, опытная работа. Обобщение передового и отрицательного опыта в исследовании педагогических проблем.

Тема 2. Теория образования.

Сущность образования. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества. Различные трактовки феномена «образование». Современное понимание образования. Образование как многоуровневое явление. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни.

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Стандартизация образования. Многоуровневое профессионально-педагогическое образование. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы. Многообразие образовательных программ. Педагогические учебные заведения. Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции.

Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

Современные концепции образования личности (Н.А. Алексеев, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.). Теория личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е.В.Бондаревская). Основные функции личностно-ориентированного образовательного процесса: гуманитарная, культуросозидающая, здоровьесберегающая, адаптивная.

Школа как социальный институт образования. Альтернативные модели школьного образования. Система дополнительного образования, ее функция и характер. Формы дополнительного образования для детей и подростков.

Научные подходы к организации управления образованием. Государственно-общественный характер управления образовательными системами. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса.

Тема 3. Педагогический процесс.

Педагогический процесс как основная категория педагогики. Теории целостного педагогический процесса: сущность, движущие силы, структура и логика. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Цели, содержание, способы, формы организации и результаты педагогического процесса как его составляющие. Процессы воспитания, обучения и развития в педагогическом процессе.

Возрастосообразность педагогического процесса. Неравномерность развития личности, ее детерминизм и последствия. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Деятельность как фактор развития личности и коллектива.

Компетентностный подход к построению педагогического процесса.

Тема 4. Теория воспитания.

Характеристика воспитания как части педагогического процесса. Умственное, нравственное, трудовое, экономическое, правовое, экологическое, эстетическое, физическое воспитание как процессы, связанные с приобщением развивающейся личности к различным сторонам общечеловеческой культуры.

Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание как система. Личность как объект и субъект воспитания. Воспитание как процесс формирования системы отношений личности. Цель воспитания и его место в педагогическом процессе. Внутренняя логика процесса воспитания.

Конкретно-исторический характер воспитания. Теории воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Задачи воспитания развития личности в контексте личностно-ориентированного воспитания. Трансформация государственных целей воспитания в профессиональные личные цели работы. Закономерности и принципы гуманистического воспитания личности: персонифицированный подход, природосообразность, этнорегиональный подход, гуманизация и дифференциация.

Система форм и методов воспитания. Воспитательная система школы. Современные концепции воспитания. Авторские воспитательные системы. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании детей. Особенности организации дополнительного образования.

Тема 5. Теория обучения.

Характеристика дидактики как науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Предмет, методы и функции дидактических исследований. Объект и предмет дидактики. Задачи и функции дидактики. Соотношение дидактического и методического отражения объектов и предметов исследований.

Характеристика обучения как дидактического процесса. Понятие обучения, его структура, двусторонний характер. Функции и закономерности обучения и его принципы.

Методы обучения и их классификация. Формы и средства обучения. Их классификация, связь с содержанием и методами. Информатизация и компьютерные технологии в обучении. Модульное обучение. Теория и практика самостоятельной познавательной деятельности в школе и вузе.

Модели и технологии обучения. Современные теории и концепции обучения.

Контроль в обучении. Оценка результатов в обучении. Стандарты школьного и вузовского образования. Типы, виды, методы, формы контроля знаний, умений, опыта учащихся. Формализм в оценке знаний учащихся. Его сущность, генезис, последствия.

Тема 6. Взаимосвязь теории и практики в педагогике.

Проблема взаимосвязи теории и практики в педагогике. Методология и логика практической педагогической деятельности. Системный подход к педагогической деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности. Типы педагогических задач в практической педагогической деятельности. Технологии решения педагогических задач. Моделирование педагогических ситуаций как подготовка к решению учебных и воспитательных задач. Педагогическое проектирование.

Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная компетентность педагога. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Источники педагогических идей. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах.

Тема 7. Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса.

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Технологии решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самоопределение). Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка выбора решения педагогических задач. Анализ собственной деятельности.

Тема 8. Современные педагогические технологии.

Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Способы и процесс решения педагогической задачи. Основные этапы решения педагогических задач и их характеристика.

Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогической диагностики. Технология конструирования образовательного процесса. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология педагогического общения. Технология контроля образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.

Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Проектирование профессионального самообразования. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон и др.).

Тема 9. История образования и педагогической мысли

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Процесс интеграции национальных систем образования.

Тенденции развития образования в мире и его реформы в начале XXI века. Идеи Болонского процесса. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России. Права учащихся на образование: международный опыт.

Процедура проведения вступительного экзамена

Вступительный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общепрофессиональных педагогических компетенций абитуриента.

Экзамен предполагает ответ абитуриента на вопросы билета, которые отражают основное содержание государственных требований к уровню подготовки бакалавров по направлениям педагогического образования в цикле общепрофессиональных дисциплины направления (ОПД).

Критерии оценки уровня подготовки экзаменуемого

Ответы оцениваются членами комиссии по стобалльной шкале.

В качествекритериев оценкивступительного экзамена абитуриента служат представленные ниже общепрофессиональные компетенции:

  • студент демонстрируетзнание о предназначении педагогической науки и сущности образовательного процесса как части культуры общества, специфике системы образования и педагогической деятельности, основные категории и понятия соответствующих разделов дисциплины, педагогические теории, системы и технологии в ретроспективном анализе и современные основы педагогического общения и творчества, требования к личности и профессиональной компетенции педагога;
  • студент демонстрирует умение анализировать педагогические явления на основе системного, культурологического, человеко-ориентированного подходов, выбирать цели и способы их достижения в личностной парадигме педагогической деятельности, проектировать педагогический процесс «от ученика», осмысливать возможные педагогические действия с точки зрения их соответствия замыслу и условиям, устанавливать и развивать контакты в педагогическом общении, творчески использовать современные разработки педагогических технологий;
  • студент демонстрирует личностные «приращения», связанные с проявлением собственной педагогической позиции к рассматриваемым явлениям педагогической действительности, осмысленного отношение к работе учителя как культурной, социальной и личной ценности, навыков критической рефлексии результатов собственной профессиональной деятельности и личностного развития.

Список рекомендуемой литературы

а) основная литература

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В Бордовская, А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2001.
  2. Дидактика средней школы / под ред. И.Н. Скаткина. - М., 1982.
  3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М., 2001.
  4. Педагогика: учеб. пособие. для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Ищенко и др. – М., 2002.
  5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М., 1996.
  6. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М., 2001.
  7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко.- М., 1998
  8. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М., 2000.
  9. Ситаров, В.А. Дидактика: учебное пособие / В.А. Ситаров. – М., 2002.

б) дополнительная литература

  1. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш.А. Амонашвили. – Киев, 1991.
  2. Берулава, М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М.Н. Берулава // Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 9-11.
  3. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно развивающего образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-17.
  4. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1995. - № 4. – С. 29-36.
  5. Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А.П. Валицкая // Педагогика. – 1998. – № 4. – С. 12-18.
  6. Валицкая, А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора / А.П. Валицкая // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 3-8.
  7. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
  8. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: учебное пособие для самообразования.– М.: Педагогическое общество России, 2002.
  9. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики / Б.А. Голуб. – М., 1999.
  10. Горбачева, Л. Словарь современных форм воспитательной работы / Л. Горбачева // Воспитание школьников. – 2002. - № 1, 2, 3, 4.
  11. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998.
  12. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика. – 1997. - № 5. – С. 3-6.
  13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. – М., 1984.
  14. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону, 2000.
  15. Кульневич, С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий / С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону, 2001.
  16. Культура современного урока / под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1997.
  17. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
  18. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях // Воспитание школьников. – 2002. - № 2. – С. 2-7.
  19. Селевко, Г.К. Личностный подход (концепция отношений «учитель-ученик») / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 1999. – № 6. – С. 116-121
  20. Сериков, В.В. Личностно развивающее образование / В.В.Сериков // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16-21.
  21. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В.Сериков. – М.: Логос, 1999.
  22. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  23. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 1999.

4 августа – завершение представления оригинала документа государственного образца об образовании.

5 августа – издание приказа о зачислении с 1 сентября лиц, успешно прошедших вступительные испытания при приёме, представивших оригинал документа государственного образца об образовании.

Стоимость обучения в магистратуре

Программа магистерской подготовки: «Социальная педагогика» – 74 330 руб. 


Председатель приёмной комиссии Подпись ректора А.А. Шумейко















18.222.153.154
sales@amgpgu.ru manager@amgpgu.ru director@amgpgu.ru alex@amgpgu.ru