Наверх

ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОЕННОГО СТРЕССА

Ю.Е. Арпентьев

Фирма «CORT»,

Кишинев, Молдова

М.Р. Арпентьева

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

Калуга, Россия

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам реабилитации военного (посттравматического стресса) и психологической безопасности, ее обеспечения в работе и реабилитации военнослужащих и сотрудников спецподразделений, а также жертв терактов и войн и близких сотрудников. Анализируются аспекты, помогающие сделать психологически безопасной и оптимизировать реабилитацию посттравматических нарушений у военнослужащих.

Ключевые слова: военный стресс, психологическая безопасность, защищенность, переговоры, симптомы, посттравматическое стрессовое расстройство.

 

 Данные многочисленных обследований военнослужащих и сотрудников МЧС, СОБР и т.д. различными по ориентациям, методологическим принципам и методикам (технологиям) изучения позволяют констатировать, что экстремальная ситуация не является для большинства из служащих сверхзначимой в том смысле, что она оценивается и переживается как повседневная, не затрагивает базовых структур личности. С другой стороны, сами эти базовые структуры подвергаются так или иначе существенной трансформации: как на этапе подготовки, так и на этапе освоения деятельности, и, кроме того, на этапах столкновения с интенсивными стрессами, создающими или сопровождающими деформации профессиональной деятельности, возникающими и протекающими по тем или иным причинам (таким как столкновение с предательством и сутяжничеством, мародерством, насилием над беззащитными людьми со стороны «своих», такими как нравственно некорректные боевые задания или приказы, такими как добровольные суициды жертв терактов и социальных репрессий, опыт плена и синдром заложников (концлагерей), опыт длительного интенсивного насилия, разрушающего все защитные, в том числе нравственные механизмы человека т.д.)

По-видимому, видимая «стойкость» к экстремальным условиям объясняется тем, что хотя негативные психические состояния всегда присутствуют в профессиональной деятельности военнослужащих и сотрудников МЧС и иных спецструктур, однако, они характеризуются быстрым процессом протекания и восстановления, не затрагивая нравственных основ жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Это может быть связано со сформированными в ходе профессиональной деятельности устойчивыми моделями поведения, приобретенным индивидуальным опытом преодоления кризисных ситуаций и выработанной системой самоуправления. С другой стороны, это может быть связано и с общим средне-низким уровнем развития саморефлексии военнослужащих и сотрудников СОБР, экстернальным характером локуса ответственности и интерпретации происходящего, и, в конечном счете, низким уровнем психологической культуры работников. В результате специалисты отмечают более высокую интенсивность физиологического и психологического старения, профессионального выгорания и деформаций.

В целом, уровень психологической подготовки у военнослужащих, телохранителей, работников внутренней безопасности и т.д. в России и странах ближнего зарубежья к реализации экстремальной деятельности в настоящее время достаточно низок, а проблемы реабилитации часто остаются частными проблемами самого военнослужащего и его семьи. При этом в области психологической подготовки практически не наблюдается никаких выраженных изменений и серьезных, интегративных, научных исследований.

С точки зрения зарубежных исследователей, можно рассмотреть проблему профилактики нарушений и реабилитации военнослужащих и сотрудников спецподразделений можно в контексте проблем обеспечения психологической и иной безопасности. В понятие «психология безопасности человека» входят также более высокие категории, связанные с ориентацией на человека как высшую ценность в существующем мире, как меру уровня технологии, культуры и просвещения, в том числе в рамках его соотношения с материальным, утилитарным техническому прогрессу. В психологическом плане это означает повышение чувствительности общества к общему страданию и боли, к персональной и межиндивидуальной ответственности за последствия своих действий, своей необразованности и глухоты к тем, кем управляют и кто составляет основание пирамиды благополучия всех. Безопасная деятельность является результатом не столько противодействия человека опасностям, сколько проявлением его возможностей не порождать своей деятельностью эти опасности. Поэтому важным компонентом направленной на сохранение и восстановление состояний безопасности работы с военнослужащими является тренинг и психологическое консультирование военнослужащих и сотрудников спецподразделений, в том числе в процессе дебрифинга и т.д. . Осознание необходимости специальных программ и мероприятий психологической реабилитации людей, переживших психотравмирующие условия военной службы непосредственно в боевой обстановке в различных «горячих точках» в настоящее время становится реальностью для значительного количества сограждан и государства. Однако, современный уровень отношений в нашем обществе в силу экономического кризиса и социальной нестабильности создает среду, которая сама по себе является не менее травмирующей для психики вернувшихся с войны людей, чем ситуация войны и боевых действий. В условиях отсутствия общественной признательности за честно выполненный профессиональный долг, за готовность жертвовать жизнью ради его выполнения, проблема посттравматических стрессовых реакций и расстройств не имеет необходимой социальной среды для успешного разрешения, все более усугубляясь.

Вместе с тем, общепризнанно, что люди, возвращающиеся с войны, с операций по ликвидации последствий аварий и иных ЧС, кроме психологических проблем, вызванных психогенными условиями боевой деятельности, имеют определенные особенности, которые существенно отличают их от всех остальных. Это совершенно иная система нравственных ценностей, другой уровень духовного развития, при котором обостряются интуитивные ощущения неискренности отношений, фальши, корыстных устремлений по отношению к ним, как бы они не маскировались. Особо негативно ими воспринимается так называемая «помощь», за которой стоят чисто прагматические интересы тех, кто эту помощь предлагает.

Много исследований посвящено вопросам реадаптации людей, участвовавших в военных действия к миру «нормальных людей» и «нормальных отношений». «Боевые рефлексы» не кажутся чем-то необычным, пока человек находится в районе военных действий. Но возвращаясь домой, он попадает в такую среду, где подобные рефлексы производят, по меньшей мере, странное впечатление. Тысячу раз, прямо и косвенно, множеством различных способов человеку указывают, что пора прекратить вести себя как на войне. Но никто так и не может объяснить ветерану, каким образом это сделать. Многие же продолжают жить войной, ЧС. Одним из распространенных способов «возвращения» становится работа в других спецподразделениях, однако, несмотря на то, что прошедшие через «мясорубку» настоящей войны, получили колоссальную психологическую закалку и опыт, лишь немногие смогли переработать этот опыт и готовы, имея его, трудится в других сферах, связанных с экстремальными условиями. У многих опыт ЧС или военный опыт приводит к алкоголизму, наркомании, неврозам, депрессии. У некоторых просто «едет крыша», развиваются различные психопатологические состояния.

Для тех немногих, кому повезло, дом и семья становятся местом, где их ждет любовь, где они чувствуют себя в безопасности и могут спокойно осмыслить пережитое, обсудить его с близкими. Такая атмосфера позволяет проанализировать свои ощущения, а затем внутренне принять свой опыт и примириться с прошлым, чтобы двигаться по жизни дальше. Выходя из среды, порождающей одни психологические проблемы, связанные с угрозой для жизни, кровопролитием и другими реалиями войны, человек сталкивается с не менее серьезными проблемами его ненужности в обществе, проблемами трудоустройства, поиска достойного места в этой жизни, непонимания его другими людьми и т.д. И именно в этих условиях основным психореабилитирующим фактором становятся самые близкие ему люди, родители, жены, настоящие друзья, а правильнее будет сказать, - те особые отношения, которые должны и могут складываться между этими людьми. К сожалению, такой счастливый сценарий не очень характерен для большинства. По рассказам многих ветеранов, возвращение домой было не менее, а то и более тяжелым, чем военные переживания: не с кем было поговорить по душам, нигде не чувствовалось полной безопасности, и легче было подавлять в эмоции, чем позволить им вырваться наружу, с риском потерять контроль. В такой ситуации психическое напряжение долгое время не находит себе выхода. Несмотря на то, что в силу близости родственных и других человеческих связей уже предполагается изначальная способность близких взять на себя функции психотерапевта для искалеченной войной души очень часто на самом деле происходит обратное. Кроме того, что родители и близкие воевавших людей сами нуждаются в психологической помощи и психореабилитации посттравматических нарушений, есть целый ряд существенных моментов, по которым семья и близкие люди не в состоянии реализовать тот потенциал психологической помощи, которыми они не только обладают, но и должны его в полной мере задействовать. Эти моменты являются продуктами серьезного нарушения отношений в семье, когда истинная любовь к другому человеку подменяется собственными устремлениями и потребностями .

Вместе с тем, боевая обстановка характеризуется сильным, разноплановым психотравмирующим воздействием, способным вызвать, по данным отечественных исследователей, выраженный посттравматический стресс у порядка пятой части ветеранов войны и почти половины спасателей. При этом психологические последствия участия в войне или ликвидации последствий террористического акта или ЧС зависят от характера военной травмы (наличия ранения, специфики войны). В отношениях с близкими, бывшими сотрудниками и консультантами травматический опыт и переживание воссоздается, чтобы поделится с адресатом (реальным или символическим) и изменить что-либо – в себе или адресате. Одна из наиболее частых причин стрессовой реакции связана с трудностями в общении. В современном мире люди часто вынуждены принимать или отдавать сообщения, содержащие неточную информацию, информацию или полное отсутствие информации. Длительное пребывание в обстановке, полной опасностей и непрерывной борьбы за выживание, формирует у человека привычку скрывать от собеседника информацию не только в экстремальных условиях, когда от этого зависит жизнь, но и в обычной житейской ситуации. Такого рода привычка часто сопровождает стрессовые реакции, так как есть неразрывная связь между отсутствием ясной информации и появлением чувства страха.

 Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика ищут способ привыкнуть к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического стресса: привыкание к неординарным ситуациям и обстоятельствам и отвыкание от «нормальных». Его симптомы, которые в комплексе выглядят как психическое отклонение, на самом деле не что иное, как глубоко укоренившиеся способы поведения, связанные с экстремальными событиями в прошлом. В этой ситуации при посттравматическом стрессе наблюдаются следующие клинические симптомы [2; 3; 24; 30; 33]: взрывная, агрессивная реакция, ярость и вина выжившего, бессонница и сны наяву - галлюцинации, депрессия и /или апатия как недовольство собой и миром, невозможностью что-то , злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами, мысли и попытки самоубийства, нарушения когнитивных функций, немотивированная бдительность и пребывание в «сверхалертном состоянии, страхи и притупленность переживаний, «анестезия» чувств.

Последние симптомы, проявления психического оцепенения ответственны еще за два стремления пережившего травму, связанных с подозрением окружающих в неискренности и с поиском смысла. Переживший травму стремится вновь ощутить себя живым и, в то же время, в определенном смысле препятствует этому. Конфликты развиваются вокруг собственной слабости и отношений опеки и заботы, которые требуются человеку для возрождения. Человек чувствует свою уязвимость, чувствует, что нуждается в особом отношении, но обижается, когда ему предлагают помощь, воспринимая это как напоминание о его слабости. Любая такая помощь вероятнее всего будет воспринята как неискренняя: не только потому, что ассоциируется со слабостью, но и потому, что любые человеческие взаимоотношения представляются ненадежными. Существовавшие у человека связи с другими людьми слишком легко оказались разорваны, и, восстанавливаясь, человек опасается обмана в обещаниях защиты и помощи. Он отвергает предложения любви и помощи. Частично это сопротивление межличностным контактам связано с тем, что человек затронут смертью, как бы несет на себе психический знак уничтоженности. Будучи уничтоженным и «убитым», человек начинает ощущать себя частью самого небытия и разрушения, идентифицироваться со смертью и распадом, начинает жить в царстве смерти. Все это, в свою очередь, усиливается страхами других перед «клеймом смерти» пережившего травму, который начинает ассоциироваться для них с образами убийства и умирания: если подпустишь такого человека слишком близко, это может быть опасным для «обычного здорового человека». То есть ассоциации с опытом пережившего травму могут активировать у других людей скрытый страх смерти.

Даже если переживший травматическую ситуацию не был близок к смерти, он нуждается в освобождении от привязанности к своей собственной внутренней смерти. Ни в том, ни в другом случае это освобождение не означает полного отделения, это скорее формирование представления, сохраняющего подлинность по отношению к переживанию смерти других или собственной внутренней смерти, подлинность в том смысле, что человек сохраняет память о пережитом, его последствиях, включая мучительную правду о себе, которая должна быть воссоздана. Наиболее существенно для результата здесь то, как человек обходится со своими чувствами вины и самоосуждения.

Картина психического состояния и поведения человека, которая получила название «синдром посттравматического стресса», описывает определенный способ существования в этом мире. Идея «социальной адаптации» предполагает, что получивший психическую травму человек должен изменить свое поведение так, чтобы слиться с основной массой сограждан. Под «основной массой» подразумевается большинство граждан страны, которые придерживаются сходных взглядов на то, какое поведение социально приемлемо, а какое нет. Однако «социальная адаптация» вряд ли поможет человеку, проводящему время в экстремальных условиях, вернуть душевный покой и радость жизни. Такой подход может внушить человеку, что для выздоровления он должен изменять свое поведение, чтобы стать как все, «нормальным», а значит, перестать действовать, думать и чувствовать по-своему, «не как все». Фактически, этот подход предлагает лечить симптомы заболевания, а не его причину, и целью такого лечения должно быть не здоровье, а соответствие общепринятым нормам поведения. Истинное же физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то нормам и стандартам, а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни [1; 2; 3; 37]. Другим отрицательным следствием такого подхода будет то, что поверившие в него пациенты, не сумев заставить себя действовать, думать и чувствовать так, как «принято» в нашем обществе, придут в отчаяние и потеряют веру в выздоровление. В действительности же на пути к истинному, а не иллюзорному исцелению, не столь важно вести себя «как все», но зато очень важно быть предельно честным с самим собой, оценивая то, что происходит в жизни в настоящий момент. Если сегодня на обстоятельства жизни большое влияние оказывают волнующие воспоминания, поведение, образ мыслей и чувств, пришедшие в наследство из прошлого, очень важно честно признать их существование, даже если кому-то это покажется «ненормальным». Постепенно узнавая, каким образом «травмирующие события» повлияли на вашу жизнь, вы одновременно придете к пониманию того, что исцеление – процесс глубоко личностный и охватывает почти все сферы вашей жизни, а значит не может сводиться к одной лишь «социальной адаптации». «Социально-адаптационный» подход к проблемам людей, побывавших за гранью нормального человеческого опыта, удерживает в рамках тех стандартов ценностей, которые присущи обычной, далекой от опасности жизни. Правильные действия требуют нарушения искусственных границ, которые мы сами поставили: болезненные явления, порожденные экстремальной ситуацией, следует лечить нестандартными методами, выйдя за пределы искусственной схемы «социальной адаптации» [9; 10; 11; 14; 15; 17; 31; 32; 33; 38; 40]. Самое важное, что следует знать о посттравматическом стрессе это то, что даже после долгих лет смятения, страха и депрессии, можно вновь обрести жизненное равновесие, если поставить перед собой такую цель и настойчиво идти к ней. Первый шаг на пути излечения – признать наличие симптомов посттравматического стресса. Приняв реальность своей жизни со всем, что в ней есть хорошего и плохого, человек сможет задать себе следующий вопрос (отвечать на него пока необязательно): «В силах ли я что-то изменить?» [17; 21; 26; 31; 32; 33; 38]. Научившись распознавать последствия пережитых экстремальных обстоятельств, люди понимают, что они вполне нормальны, что болезненные явления – естественный результат тяжелых событий в прошлом и настоящем. Такое понимание приводит к внутреннему принятию того, что произошло в жизни, и к примирению с самим собой [19; 21; 25; 26; 29]. Исцеление именно и состоит в том, чтобы примириться с самим собой, увидеть себя таким, как есть на самом деле и, внося изменения в свою жизнь, действовать не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней. Это и есть истинная задача исцеления. Исцеление – это открытие новых возможностей и перспектив, овладение искусством жить так, чтобы в душе царил покой.

Процесс исцеления, кроме всего прочего, конечно, предполагает изменение поведения. С другой стороны, если истинная причина отклонений связана с прошлыми переживаниями и в основе нездоровых поступков лежит подсознательная потребность заглушить душевную боль, тогда само по себе изменение поведения не принесет желаемого результата. Согласно же установкам «социальной адаптации», путь к здоровью лежит только лишь в отказе от неправильных поступков, а следовательно, и главная цель лечения – помочь человеку вести себя иначе.

Важно, что на войне, при ликвидации последствий ЧС и в иных экстремальных ситуациях всегда случаются не только тяжелые, травмирующие события, но и такие, в которых укрепляются силы, мужество, уверенность в себе и любовь, веру в Бога, терпение и мудрость. Встреча со смертельной опасностью, победа над страхом, взаимная поддержка в тяжелых условиях – во всех этих испытаниях закалялся характер. Большинство «нормальных» людей не прошли этой суровой школы и не познали на собственном опыте такую проверку перед лицом опасности. Они бояться взглянуть в глаза реальности и отказываются «слышать колокол», пока он не зазвонит уже по ним самим. У большинства ветеранов, пытающихся адаптироваться, приучить себя к «нормальному» поведению, главные трудности возникают из-за того, что им в качестве помощи часто предлагают попросту забыть прошлое, так или иначе – отстроиться от него. А это часто означает, что из памяти будут выброшены не только уродливые образы войны, но также уроки благородства, дисциплины, чести и мужества, будет выброшена важная часть жизни. Такой путь не ведет к целостности и не позволяет развиваться, преобразовывая трагические и сложные ситуации жизни в уроки мудрости, осознания, воли, чести и т.д..

Многие исследователи отмечаются в качестве важного момента помощи «преобразующую силу чувствовать себя в безопасности» («feeling safe»). В нейрофизиологической теории «блуждающих нервов» (polyvagal theory), основанной на идее о том, что выбор поведения и психологический опыт диктуются «физиологическим состоянием», отмечается, что в состоянии стресса нервная система может «саботировать» способность человека понимать происходящее, соотносить факты, явления. Нервная система оценивает риски и безопасность в окружающей среде автоматически и все время. Ощущение безопасности является, поэтому, относительным и зависит от состояния нервной системы [39].

В процессе помощи нужно не столько интенсивно втягивать клиента в преобразование его смыслов и жизнедеятельности сами по себе, сколько создавать атмосферу безопасности. Деятельность «обезболивает» переживание, человек какое-то время не чувствует стресс, однако, это, по мнению Ст. Поргеса, не снимает стресс и его последствия. Он полагает, что люди используют деятельность и других людей, чтобы регулировать собственные психические состояния: быть человеком означает так или иначе зависеть от другого человека. Однако, в процессе развития человек создает себе безопасные условия, создавая границы своего жизненного пространства, конфиденциальность, которая дает возможность не быть сверхбдительным и принять участие в жизненных процессах, требующих, как преобразующее взаимодействие, «безопасных» сред. Эта потребность в безопасности в настоящее время активно эксплуатируется в консультировании и обществе в целом, ради реализации стремления к защищенности клиент может приходить к консультанту снова и снова, двигаясь, вместе с консультантом, «по кругу» [39]. Чтобы этого не происходило, помимо консультанта, человеку нужно опираться на свою семьи и самого себя: сознавая себя устанавливающим границы хотя бы межличностной безопасности. Если человек ощущает что не может контролировать ничего, он разрушается. Но если у него есть хотя бы «что-то», он живет. Жестокий пример этого явления демонсьтрируют попавшие в тюрьмы. К сожалению, среди бывших военнослужащих, прошедших «горячие точки» и не получивших своевременной поддержки специалиста, общества и государства, их не мало. Попав в тюрьму человек не имеет ничего своего, кроме тела. Именно с телом он и начинает «экспериментировать». И чем жестче репрессии и травля, которым он подвергается в силу «условии содержания» и особенностей окружения, тем необычнее и экстремальнее такие издевательства. Парадоксально, но именно в них человек находит равновесие: уровновешивая тотальное чужое насилие над своей жизнью тотальным собственным насилием над своими телом. Другой вариант – распространен менее, но хорошо описан: «смирительная рубашка» жизни побуждает человека искать жизнь не снаружи, где она отнята и нет надежды вернуть хотя бы что-то, но внутри. И так – изнутри самого себя, в духовных поисках, находит и новый мир. Насколько он иллюзорен, вопрос скорее внешней реабилитации: душа человека моет успокоиться и тем, что обыватель сочтет иллюзией. Поэтому тюремные сновидческие «гонки», отражающие страдания людей и попытки с ними справится, имеют вполне реабилитационный смысл. И хотя в российских тюрьмах страданий намного больше, чем смысла, в рамках других культур и стран возможность преобразований, хотя и вне и вопреки «пенитенциарных усилий» сотрудников служб исполнения наказаний продемонстрирована отчетливо. Усилие, требуемое чтобы выжить и развиваться в российских тюрьмах, подчас запредельно для человека, но, будучи совершенным, оно преображает его жизнь, вплоть до «чудес» освобождения. Если же государство подключается к этому процессу, хотя бы немного поддерживая заключенных и их семьи, эффект преображения приобретает устойчивый и интенсивный характер.

Важно понять, что обычно сны и «гонки» (сны наяву) – это хроника известных или желаемых человеком событий, напоминание, что он один, сам может начать «мирные переговоры» с собой и миром, а также попытка начать эти переговоры [3]. Необходимо попробовать раскрыть скрытый смысл сновидений и воспользоваться найденными разгадками как вехами на пути к исцелению.

По мере самоизучения , внутренних диалогов с собой и восстановления диалога с миром, человек понимает, что существуют и другие, более эффективные методы преодоления стрессов в военной и мирной жизни, учится жить продуктивно «вопреки» и «несмотря на» тяжелые обстоятельства, принимая их как жизненный вызов, урок и шанс измениться, стать человечнее. Он получил уникальный опыт, не свойственный другим людям, а значит, его нужно переработать и научить окружающих справляться с подобными и иными трудностями жизни, сохраняя веру, надежду, любовь к сущему.

При травме войны, теракта или катастрофы обычно оказывается разрушенным, во многом дезинтегрированным основание (субстрат) идентичности человека. В обычных условиях этот субстрат содержит множество неосознаваемых представлений, которые складываются в единое целое «повседневной жизни»: чувство предсказуемости, определенности, ощущение того, что можно ожидать от жизни (умение и знание того, как «читать жизнь»), понимание того, что «согласно общечеловеческим ценностям мы являемся людьми, и что эти ценности определяют то, как люди строят свое взаимодействие. Все вместе, эти представления формируют это основание, на основе которого человек строит различные компоненты своей идентичности, кажущиеся ему наиболее реальными. Но именно эти аспекты и подвергаются испытанию в опыте преобразования и переживания травмирующих ситуаций. Перед специалистом, работающим с жертвами, стоит задача создать условия для работы в области осознания человеком структуры его представлений и их реконструкции, чтобы тем самым, открыть возможность выйти из состояния, в котором они пребывают, помочь «ре-авторизировать» свою жизнь. Здесь часто приводится здесь параллель со взглядами исследователей феномена «культурного шока». Чаще всего культурный шок имеет негативные последствия, но следует обратить внимание и на его позитивную сторону хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, важен для саморазвития и личностного роста.

Согласно упрощенным установкам «социальной адаптации», путь к здоровью лежит через отказ от неправильных поступков, и, следовательно, главная цель лечения — помочь человеку вести себя иначе. Однако, речь не только о поведении, но о ценностях, об ином отношении к себе и миру. Важно, что на войне, в ситуациях терактов и т.д. случаются не только тяжелые, травмирующие события, но и такие, в которых укрепляют силы, мужество, уверенность в себе и любовь, веру в Бога, терпение и мудрость. Встреча со смертельной опасностью, угрозой потери жизни и близких, потери статуса и достижений, победа над страхом и изменение иерархии ценностей, взаимная поддержка в тяжелых условиях - во всех этих испытаниях закалялся характер. Большинство «нормальных» людей не прошли этой суровой школы и не познали на собственном опыте такую проверку перед лицом опасности. Они боятся взглянуть в глаза реальности и отказываются «слышать колокол», пока он не зазвонит по ним самим. У большинства переживших войны и террористические акты, пытающихся «просто» адаптироваться, приучить себя к «нормальному» поведению, главные трудности возникают из-за того, что им в качестве помощи часто предлагают забыть прошлое, так или иначе – отстроиться от него. Это обычно предполагает, что из памяти будут выброшены не только уродливые образы войны, но также уроки благородства, дисциплины, чести и мужества, будет выброшена важная часть жизни. Такой путь не ведет к целостности и не позволяет развиваться, преобразовывая трагические и сложные ситуации жизни в уроки мудрости, осознания, воли, чести и т.д.. По мере изучения травмирующего опыта и изучения самого себя, человек понимает, что существуют и другие, более эффективные методы преодоления стрессов в военной и мирной жизни, учится жить продуктивно «вопреки» и «несмотря на» тяжелые обстоятельства, принимая их как жизненный вызов, урок и шанс измениться, стать человечнее.

Исцеляющее отношение к себе и миру требует нарушений искусственных границ, которые люди поставили сами себе: болезненные явления, порожденные экстремальной ситуацией, следует лечить нестандартными методами, выйдя за пределы искусственной схемы «социальной адаптации». Первый шаг на пути излечения – признать наличие симптомов посттравматического стресса и , в том числе стресса военного или стресса заложников, связанных с ними деформаций, типа «стокгольмского синдрома» . Научившись распознавать последствия пережитых экстремальных обстоятельств, можно осознать, что происходящее вполне естественно и в этом смысле, вполне нормально: болезненные явления - естественный результат тяжелых событий в прошлом и настоящем. Такое понимание приводит к внутреннему принятию того, что произошло в жизни, и к примирению с самим собой. Исцеление на психологическом уровне именно и состоит в том, чтобы примириться с самим собой, увидеть себя таким, как есть на самом деле и, внося изменения в свою жизнь, действовать не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней. Это и есть истинная задача исцеления. Исцеление — это открытие новых возможностей и перспектив, овладение искусством жить так, чтобы в душе царил покой. Процесс исцеления, кроме всего прочего, конечно, предполагает изменение поведения. С другой стороны, если истинная причина отклонений связана с прошлыми переживаниями и в основе нездоровых поступков лежит подсознательная потребность заглушить душевную боль, тогда просто изменение поведения не принесет желаемого результата. Нужно изменение мировоззрения, ценностей человека.

Помочь человеку пережить экстремальную ситуацию – основная задача психологической поддержки. В работе с жертвами террористических актов и катастроф становится особенно очевидным, что психологическое консультирование является, прежде всего, практикой духовного взаимодействия психосоциального работника с клиентом. Психологическая помощь жертвам террористических актов предполагает осознание того, что огромную роль в понимании и продуктивном переживании происходящего, в процессе совладания с жизненными трудностями играют духовно-нравственные ценности познающего субъекта. Понимание и есть осознание ценностей, постижение внутренней необходимости человека или явления, факта – осмысление и принятие собственного опыта. Особенно выпукло важность освоения и принятия индивидуального опыта выступает в ситуациях, связанных с переживанием событий различных экологических и техногенных катастроф. В ситуации катастрофы переживший ее человек очень часто остается практически один на один с опытом, не имеющим какого-либо оформленного прошлого. Рядом иногда просто нет человека, который обладал бы опытом выживания в таких ситуациях. Особенно сильно негативное воздействие сказывается, как известно на молодых людях: не имеющих значительного опыта разрешения жизненных трудностей. И наоборот, наличие большого и разнообразного жизненного опыта, принятие случившегося «именно со мной» как факта (а не наказания за какой-либо «нехороший», сделанный в предшествующей катастрофе жизни фактор), развернутое осмысление травматического опыта помогают человеку выжить. Таким образом, перед психотерапевтом или психологом - консультантом, работающим с этой категорией клиентов, стоит вполне ясная задача: помочь клиенту осмыслить травматический опыт переживания социального бедствия, сформировать у клиента устойчивое осознание себя не как «безвинной» или «виноватой» жертвы, но как человека, «сумевшего выжить» в трудных условиях. С одной стороны, важно, чтобы клиент смог осознать значение данного ему опыта как некоего «экзистенциального послания» или жизненного «вызова». С другой стороны, весьма существенным для повышения эффективности оказываемой помощи, является осознание клиентом того, что стать таким, каким он был раньше, для него, как и для всех остальных людей, прошедших через тяжелое психологическое потрясение не удастся. Любая попытка вернуться в прошлое скажется на процессе реабилитации скорее негативно. Однако измениться – не значит стать «хуже» или «слабее». «Негативным» опыт остается до тех пор, пока он не осмыслен.

Тщательная проработка жизненного опыта - одно из основных условий всякого личностного развития вообще: львиная доля жизненного опыта человека состоит из переживания именного в разной степени «неприятных» моментов. Освоение такого рода ситуаций обычно заканчивается их значительной смысловой трансформацией: позитивным переоформлением или, по крайней мере, принятием как факта, ведущим к изменениям человеческой личности.

Следующий важный момент – осмысление и разработка сценариев и жизненных целей жизни человека после катастрофы. Этот аспект тесно связан с предыдущими. Продуктивное переосмысление травматического опыта предполагает существенное изменение временного ракурса его анализа: переориентация с поиска объективно несуществующих внутренних причин (прошлого) на построение моделей будущего – с «Почему?» на «Зачем?»

Второй момент, отмечаемый очень многими исследователями, работающими в рамках каждого из этих направлений, – существенное, качественное отличие приобретаемого в ходе катастрофических ситуаций и событий, террористических актов, жизненного опыта. Этот опыт выходит за рамки обыденного и потому является потенциально креативным и/или, напротив, разрушающим привычные шаблоны и мировосприятия и жизнедеятельности субъекта. Этот опыт требует особого ценностного отношения, которое часто невозможно непосредственно перенести и соединить с нормами и опытом обыденной жизни. Люди, пережившие травматический опыт весьма часто требуют особой сензитивности со стороны консультанта, они ощущают непонятость со стороны других людей, что связано с переживанием «внутренней изуродованности» (disfigured on the inside). С этим переживанием связаны и самореализующиеся прогнозы непонятости, отчужденности: «Ведь другие не могут увидеть их психологические шрамы». У пострадавших часто как будто «нет слов», чтобы описать свой опыт, они испытывают беспомощность в попытках сообщить о своих переживаниях «здесь-и-теперь», демонстрируя поведение, типичное для алекситимического. Естественно, как и в случае с алекситимией - невозможность выразить свои переживания вербально, обсудить их и получить на них полноценный ответ – приводят к развитию состояний изоляции, блокированию процессов переработки травматического опыта и заболеваниям..

Именно поэтому может быть групповая психотерапия, наряду с индивидуальной, эффективна с клиентами, перенесшими сильные травмы, например, с жертвами масштабных ЧС, терактов, с бывшими военнопленными и беженцами из «горячих точек». Групповой процесс отличается особой динамикой, в которой участники на первых порах часто игнорируют и отвергают консультантов (как и не столкнувшихся с войной и травмами войны других людей), воспринимая их как «не способных понять, что они пережили». На них нередко переносят схему отношений «тюремщик — включенный» и т.д.. Все это требует особой эмпатичности, культурной и общечеловеческой толерантности психотерапевта. Группа обеспечивает моделирование новых отношений, создает «микрокосм», в котором клиент может заново научиться продуктивно взаимодействовать с другими людьми, убрать иллюзию уникальности переживаний и состояния клиента, получить поддержку от группы, что особенно продуктивно, если группа функционирует и за пределами психотерапии. Группа предоставляет возможность развернуто и полно разделить травматический опыт - в безопасной среде, среди людей, понимающих суть происходящего и переживших аналогичный опыт. Это дает возможность понять коллективный характер травмы и, понять и переоценить свой собственный опыт.

 

Библиографический список

1.                Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов / Л.А. Александрова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 334 с.

2.                Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 3-17.

3.                Арпентьева М.Р. Проблемы социально-психологической помощи жертвам террора и катастроф / М.Р. Арпентьева. – Калуга, КГУ, 2016. – 450с.

4.                Ахмедова Х.Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни / Х.Б. Ахмедова // Вопросы психологии. – 2004. – №3. – С.102.

5.                Байчинская К.К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого / К.К. Байчинская // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М.: Наука,1990. – С.71-81.

6.                Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЭНАК,2003 . – 352с.

7.                Вайсс Дж. Как работает психотерапия (процесс и техника) / Дж.Вайсс. – М.: НФ «Класс», 1998. – 240с.

8.                Василюк Ф.Е. Пережить горе / Ф.Е. Василюк // Диалог. 1990. – № 16.-С. 103-108.

9.                Вдовина И.В. Посттравматические стрессовые расстройства военнослужащих и их реабилитация / И.В. Вдовина // Социальный конфликт. 2001. – №1. – С. 3-26.

10.           Волков Е.Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1997. № 1. С. 102-109.

11.           Волосников А. Психологическое сопровождение сотрудников спецподраздений ФСБ / А. Волосников, B.C. Мухина // Развитие личности. – 1999. – №1. – С. 87-104.

12.           Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2002.-496 с.

13.           Зеленов М.Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане / М.Е. Зеленов и др. // Психологический журнал. 1997. – Т. 18. – №2. – С. 34-47.

14.           Зелянина А.Н. Динамика индивидуально-психологических особенностей ветеранов боевых действий с различным характером военной травмы: дисс. ... канд. психол. наук / А.Н. Зелянина. – М.: ИП РАН, 2013. – 138 с.

15.           Зориктуева А. Вл. Государственная политика в области защиты ветеранов боевых действий : отечественный и зарубежный опыт. Дисс. ... канд. полит. Н. / А. Вл. Зориктуева. – Улан-Удэ, БГУ, 2011. – 146 с.

16.           Кадыров Р.В. Влияние боевых действий на личностные особенности профессиональных военнослужащих: автореф. дисс. канд. психол. наук / Р.В. Кадыров. – М., 2005. – 24с.

17.           Калмыкова Е.С. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Е.С. Калмыкова и др. // Психологический журнал. 2001. – Т. 22. – № 4. – С. 70-80.

18.           Караяни А.Г. Психологическая реабилитация инвалидов войны/ А.Г. Караяни и др. // Психологическая реабилитация участников боевых действий. – М.: ВУ, 2003. – С. 11-19.

19.           Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний / А.И. Красило. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 96 с.

20.           Краснянский А.Н., Морозов П.В. Посттравматические стрессовые расстройства у ветеранов Афганской войны / А.Н. Краснянский, П.В. Морозов // Российский медицинский журнал. – 1995. – №4. – С. 32.

21.           Кучер A.A. Теория и практика психологической коррекции и реабилитации при посттравматическом стрессовом расстройстве / A.A. Кучер. – Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2002. – 107 с.

22.           Литвинцев C.B. и др. Боевая психическая травма: руководство для врачей. – М.: Медицина, 2006. 368 с.

23.           Магомед-Эминов, М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник МГУ. Серия психология. – 1996. – № 4.-С. 26-35.

24.           Мастенбрук В. Переговоры / В.Мастенбрук. – Калуга: КАиС, 1993. – 160с.

25.           Нечипоренко В.В. Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны / Нечипоренко В.В. и др. // Медицинская реабилитация раненых и больных. СПб., 1997. – С. 50-56.

26.           Никонов В.П. Особенности психической адаптации сотрудников МВД России, несущих службу в районах вооруженных конфликтов / В.П. Никонов // Рос. медиц. ж. 1996. – Т.4.-С. 704-709.

27.           Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура / В.Ф. Пирожков. – Тверь: Приз, 1994. – 320с.

28.           Родионов A.B. Особенности стрессовых состояний сотрудников специальных подразделений и основных средств управления стрессом / A.B. Родионов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002.-№3.-С. 19-24.

29.           Рыбников О.Н., Маныхин В.В. Особенности социально – психологической адаптации военнослужащих, получивших ранения в боевых действиях / О.Н. Рыбников, В.В. Маныхин // Воен.- мед. журн. – 2004. – №3. – С.24-27

30.           Сакерин В. В. К вопросу о посттравматических стрессов, расстройствах у военнослужащих / В. В. Сакерин и др. // Социальная и клиническая психиатрия, 1998. – №4. – С. 115.

31.           Сидоров П.И. Психическое здоровье ветеранов афганской войны /П. Сидоров. – Архангельск, 1999. – 384 с.

32.           Соловьев И. В. Психологическая работа с семьями и родителями военнослужащих, участвовавших в боевых действиях / И. В. Соловьев // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. – №3. – С.50-55.

33.           Утюганов A.A. Ценностно-смысловой аспект изучения последствий боевого стресса / A.A. Утюганов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №13. – С.345 – 353

34.           Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере / В. Франкл. – М.: Смысл, 2004. – 173 с.

35.           Фрейд 3. Печаль и меланхолия / З. Фрейд // Суицидология: Прошлое и настоящее. – М.: Когито-Центр, 2001. – 569 с.

36.           Цуканова Е.В. Психологические механизмы поведения и деятельности личности в экстремальных условиях / Е. Цуканова. – М.: РСПИ, 1991. – 28с.

37.           Шаповалова Е. В. Взаимосвязь мотивационно-смысловой сферы с состоянием адаптации личности в постэкстремальных условиях (на примере участников боевых действий). Автрореф. дисс. к. п. н.. – Хабаровск: ДвГУ, 2004. – 22с.

38.           Jeavons S. et al. Coping style and psychological trauma after road accidents // Psychology, Health & Medicine. 2000, Vol. 5 Issue 2. – p. 213.

39.           Porges St. Clinical insights from the polyvagal theory / St. Porges. – N.Y.: Norton, 2014. – 288p.

40.           Rose S. A systematic review of single-session psychological interventions / S. Rose, J. Bisson, S.Wessley // Psychoth. and psychosomatics. – 2003. V.72. – P.176-184.

41.           Rose S. Psychological debriefing for preventing PTSD / S. Rose, J. Bisson, S.Wessley. // The Cochrane Review. – UK, Oxford; Update Soft., 2001. 450p.


Возврат к списку


pykrppq
如何清潔IQOS?簡單方法讓裝置更耐用

想讓IQOS長久耐用,日常清潔保養非常重要。雖然新一代IQOS ILUMA系列 搭配 TEREA煙彈 採用免清潔設計,但對於舊款IQOS機型或需要手動保養的用戶,正確清潔仍不可或缺。

日常清潔建議
日常IQOS主機使用後,可使用專用清潔棒輕輕清除加熱艙內的菸草殘渣,避免堆積影響口感與加熱效率。若長期未清潔,容易導致焦痕累積,使加熱片變黑、降低加熱效果。
加熱片清潔方法

若發現IQOS 主機加熱片過黑,可使用少量酒精清潔:
先安裝防斷片保護膠墊,固定並保護加熱片,避免用力過度造成損壞。
用棉花棒沾少量酒精,輕輕擦拭加熱片表面。
注意切勿使用過多酒精,以免滲入機內;擦拭後靜置,待完全揮發再使用。
推薦閱讀:IQOS新手入門指南
保養貼士
每隔數日進行簡單清潔,可保持口感穩定。
避免用力按壓IQOS ILUMA加熱片,防止斷裂。
建議使用官方配件與工具,確保安全與效果。

對於新款 ILUMA,由於搭配TEREA煙彈的「免清潔設計」,用戶無需手動清理刀片,使用更輕鬆便利。
立即前往TEREA台灣官網探索更多口味,體驗專屬於你的TEREA 煙彈風味!
Имя Цитировать
pykrppq
KIS5 一次性電子煙的口味推薦:年輕人的最愛風味

KIS5 一次性電子菸以其時尚輕巧的設計與多樣化口味,成為年輕人追捧的潮流選擇。作為一款免充電、免加油的KISS拋棄式電子煙,KIS5提供高達6500口的吸食體驗,搭配濃鬱順滑的煙霧,完美滿足現代生活節奏的需求。以下為您推薦KISS一次性電子煙的熱門口味,探索屬於您的味蕾盛宴!

清爽水果系:熱帶芒果與西瓜冰
KISS 一次性電子菸以水果口味聞名,特別是熱帶芒果與西瓜冰深受年輕人喜愛。熱帶芒果帶來濃鬱的熱帶果香,甜而不膩,每一口都像置身南國海島,西瓜冰則融合清涼薄荷與多汁西瓜,沁涼爽口,適合夏日消暑。這兩款KISS拋棄式口味以其真實果味與順滑口感,成為派對與通勤的理想選擇。
甜香系:草莓奶昔與焦糖布丁
對於偏愛甜品的用戶,KISS一次性電子菸的草莓奶昔與焦糖布丁是不可錯過的選擇。草莓奶昔將新鮮草莓與濃鬱奶香完美結合,甜美柔滑,彷彿在品嚐現製甜點。焦糖布丁則帶來溫暖的焦糖香氣,層次豐富,讓人回味無窮。這兩款KIS5 一次性電子菸以18mg/g的尼古丁濃度,提供滿足感十足的吸食體驗,特別適合甜食控。
創新混搭:78種口味自由組合
KIS5拋棄式6500的最大亮點在於其「MIX & SHARE」功能,10多款精選口味可自由混搭出高達78種風味變化!例如,將清新茶香與薄荷結合,或水果與甜品混搭,每一口都是全新體驗。這種創新設計讓KISS拋棄式不僅是一款電子煙,更是年輕人展現個性的潮品。
結語
KISS拋棄式電子煙以其輕便設計與高品質煙油,無需維護即可享受長效吸食體驗。磁吸式結構與安全成分確保順滑口感與使用安全,深受臺灣用戶好評。無­論是新手或資深玩家,KIS5 一次性電子菸都能滿足多元需求。
Имя Цитировать
pykrppq
Lana和其他品牌煙彈差別在哪?

隨著電子煙市場快速成長,市面上出現各種品牌的煙彈產品,從Relx、MOTI、YOOZ到Uwell,每個品牌都有其特色。但在眾多選擇中,Lana煙彈近年來特別受到台灣消費者關注與喜愛。那麼,Lana和其他品牌煙彈差別在哪?又是哪些因素讓Lana煙彈在競爭激烈的市場中脫穎而出?
本文將從產品設計、口感體驗與使用便利性三個面向深入比較,幫助你了解Lana煙彈的優勢與特色,並為你的選擇提供實用參考。
設計與相容性:Lana煙彈更穩定、更貼心
在電子煙的使用過程中,「煙彈與主機的匹配度」是最容易影響體驗的因素之一。Lanavape煙彈在這方面表現相當優異,不僅採用磁吸式結構,插拔穩定、密合度高,也幾乎不會出現漏油或接觸不良的問題。
相較之下,有些品牌的煙彈設計較為複雜,需配合特定主機型號才能正常使用,且在頻繁插拔後容易鬆動,影響吸入效果。而Lana煙彈的通用設計與Lana原廠主機搭配時能達到最佳穩定性,同時也與市面上部分Pod主機相容,使用彈性更高。
這種設計上的貼心與穩定性,正是 Lana 煙彈深受使用者青睞的原因之一,特別適合重視方便性與穩定性的日常用戶。
口味體驗與煙感:Lana煙彈層次豐富、吸感順暢
說到電子煙最重要的體驗,不外乎就是「口味還原度」與「吸感是否順暢」這兩點。在這方面,Lana電子菸煙彈展現出明顯的差異化優勢。
Lana煙彈強調風味層次感的表現,不論是水果、飲品還是冰感口味,都具有明確的香氣還原度與自然的甜感,不會過分刺激或假味明顯。更重要的是,Lana煙彈的煙油配方經過優化,搭配尼古丁鹽濃度的合理調配,讓吸入時喉感柔和又帶有滿足感,特別適合需要口感舒適、但又想要有“撞喉感”的用戶。
反觀部分品牌煙彈現貨,可能因為口味偏甜或煙油調配不當,容易出現刺喉、過嗆或味道不自然的問題,影響整體吸煙體驗。
使用便利性與口碑:Lana煙彈更貼近消費者需求
在使用便利性方面,Lana電子煙煙彈無需自己注油、更換芯或進行清潔保養,只需插入主機即可使用,特別適合新手或不喜歡繁瑣操作的用戶。這點相較於一些需要手動注油的開放式煙彈系統,更加簡單、省時、省事。
此外,Lana煙彈在台灣市場的用戶口碑普遍良好,回購率高。許多使用者在使用過Lana煙彈後,紛紛表示其味道穩定、品質一致,且幾乎無漏油問題,日常使用安心又方便。
加上Lana品牌定期推出新口味與限量款式,保持產品新鮮感,也進一步提升了用戶黏著度與品牌忠誠度。這些細節展現出Lana煙彈對市場需求的敏銳度與產品經營的用心。
總結:Lana煙彈憑什麼在眾多品牌中脫穎而出?
總結來說,Lana電子煙彈之所以能與其他品牌拉開差距,關鍵在於其穩定設計、出色口感與高度便利性。從插拔密合度、氣密設計,到煙油品質與風味層次,Lana煙彈皆展現出極高的產品成熟度與用戶體驗。
在消費者越來越重視品質與便利的電子煙市場中,Lana煙彈透過不斷優化產品細節與維持穩定供應,建立起與其他品牌區隔明確的市­場定位。若你正在尋找一款穩定、好抽、口味佳的煙彈產品,Lana煙彈無疑是一個值得長期信賴的選擇。
Имя Цитировать
pykrppq
探索Le Labo Gaiac 10:東京限定香水的獨特魅力

Le Labo Gaiac 10 是 Le Labo 為東京設計的城市限定香水,因其獨特的木質麝香調性和極簡主義風格,在香氛愛好者中備受推崇。這款香水的核心成分是堅硬且帶有綠意的愷亞木(gaiac wood),搭配四種不同的麝香,並點綴著雪松和乳香(olibanum)的細膩香,營造出一種溫柔、沉穩且極具親密感的氛圍。
Gaiac 10 的香氣被形容為「乾淨肌膚的氣息」,帶有淡淡的甜香和煙燻感,讓人聯想到剛洗過的和服或溫泉旅館中的竹製榻榻米。 這種親密且低調的香氣,使其成為理想的日常香氛,適合那些喜愛內斂且不張揚香氣的人士。

作為東京限定的城市香氛,Le Labo 東京 10 通常僅在東京的 Le Labo 實體店全年供應。然而,每年八月至九月期間,Le Labo 會舉辦「City Exclusives」活動,全球的 Le Labo 店鋪和官方網站將限時販售這些城市限定香水,讓全球的香氛愛好者有機會體驗這些獨特的香氣。
Gaiac 10 的香氣持久度高,能夠在肌膚上持續數天,並隨著時間展現出不同的層次感。 這款香水的獨特之處在於其低調而深沉的香氣,讓人感受到一種內在的平靜與安定。
如果您正在尋找一款能夠展現個人風格且具有獨特魅力的香水,Le Labo Gaiac 10 Tokyo 無疑是一個值得考慮的選擇。其獨特的木質麝香調性,不僅展現了東京的文化精髓,也體現了 Le Labo 對香氛藝術的極致追求。
想要體驗 Le Labo 10 的獨特魅力,您可以在每年八月至九月期間,透過 Le Labo 的官方網站或全球店鋪購買。此外,Le Labo 也提供 Discovery Set,讓您能夠先行試聞,找到最適合自己的香氣。
總之,Le Labo東京限定 Gaiac 10 是一款融合了東京文化與現代香氛藝術的傑作,值得每一位香氛愛好者親自體驗。
Имя Цитировать
pykrppq
對於初次接觸IQOS ILUMA ONE的用戶來說,了解其使用方法至關重要。本文將為您詳細介紹加熱菸IQOS,讓您快速掌握。

 
初次使用的開箱與檢查
當您拿到IQOS ILUMA ONE時,先打開包裝,檢查加熱煙是否完好無損。同時,查看配件是否齊全,包括IQOS 主機、充電器、說明書等。確認無誤後,就可以開始使用啦。
IQOS ILUMA ONE使用方法實操
先將加熱菸主機充滿電,插入TEREA 煙彈時,要對準插槽直推到底,無需旋轉或擰動。插入後,長按主機上的按鈕,直到設備震動一次後鬆開,啟動加熱。等待約20秒,設備再次震動,即可開始使用。
推薦閲讀:IQOSILUMA機型介紹
使用中的便捷小技巧
如果在使用ILUMA ONE過程中需要暫停,在頭3分鐘或吸8口之前,可在觸控螢幕從下而上滑動啟動暫停模式。暫停模式只能使用一次,且ILUMA表演模式最多可連續體驗兩次。

結語
了解並掌握IQOS ILUMA ONE使用方法,能讓您在使用過程中更加得心應手。希望本文的介紹能幫助您快速上手,享受加熱煙帶來的獨特體驗。同時,歡迎訪問加熱菸專賣店,選購更多優質煙彈和設備。
Имя Цитировать
ahr147
Nike Air VaporMax全解析|黑紅漸變色與經典科技演進

Nike鞋
耐吉
運動鞋
nike 官網​
nike air force 1
nike dunk
nike snkrs
nike vomero 5
nike 鞋子​
nike x sacai
nike 倒 鉤
nike air​
nike dunk low
nike 慢跑 鞋
nike官網dunk
nike官網台灣
nike慢跑鞋
nike熱賣跑步鞋
nike阿甘鞋
阿甘鞋nike官網
阿甘nike
nike阿甘鞋女
Nike Acg
nike acg gore tex
Nike ACG Mountain Fly 2
Nike Pegasus
nike pegasus 39
nike pegasus 40
nike air zoom pegasus
nike pegasus 38
air zoom pegasus
Nike PG
Nike PG x Play Station
Nike Pg 2.5
Nike PG 6 EP
Nike Air Huarache
nike air huarache黑武士
nike air huarache runner
nike air huarache ultra black red​
Nike Free
nike free run
nike free metcon
nike free 5.0
Nike Free RN
nike free rn 5.0
nike拖鞋
NIKE Jusr Doit
Nike Calm Slide Benassi
Nike Calm Mule
nikeT恤
Nike T恤 經典短袖
nike褲子
Nike 運動 褲
nike球衣
Nike NBA球服套裝
Nike NBA V領
Nike NBA 湖人 V領 8號
Nike NBA球服套裝 24號
nike帽子
Nike 棒球帽
Nike 鸭舌帽
nike包包
Air Jordan手提挎包
Nike單肩包
Nike 腰包
Nike 後背包
Nike Air Force
空軍一號鞋子
Air Force聯名
Air Force熱銷
Air Force新款
Nike Air Force新款
Nike Air Force熱銷款
Nike Air Force經典款
nike air force 聯名
Air Force 1 07
nike air force 女
nike air force 1 shadow
nike air force 男
Nike KD
nike kd trey 3
Nike Kevin Durant
Nike KD 17
Nike Book
nike book 1
nike book 1台灣
Nike Kook 1 EP
Nike Book 1 Devin Booker
Nike Blazer
nike sb blazer​
nike blazer low
blazer nike
nike blazer mid 77
nike blazer 77
nike blazer history
sacai x nike blazer in black
nike sb zoom low blazer
nike tc 7900官網
TC 7900
nike tc 7900
Nike Air Max
nike air max 90
nike air max 97
nike air max plus
nike air max 270
nike air max 1
nike air max 1997
nike air max plus 3
nike air max男
nike air max女
Air Max 97
Air Max 270
Air Max 1
Air Max 2090
Nike Air vapormax
Air Max 90
Nike Roshe Run
nike roshe run hi sneakerboot
nike roshe run black
nike roshe run 銀 勾
nike 鞋 roshe run
Roshe Run
Nike Zoom
nike zoom vomero 5
nike air zoom
nike zoom x
nike zoom vomero
nike zoom跑鞋
Air Jordan
air jordan 1
air jordan 1 low
nike air jordan
air jordan 4​
Nike Air Jordan 1 High
air jordan 1 low灰白
AJ11
AJ1
Nike Kobe
Nike Book 1
Nike Kook 1 EP
Nike Book 1 Devin Booker
kobe 4
kobe 5
kobe 6
kobe 11
kobe 8
kobe 7
Nike Lebron
nike lebron 3 qs
nike lebron soldier 1
nike lebron 20
nike lebron 21
Nike Kyrie
Kyrie 7 EP
Nike Kyrie 4 EP
Uncle Drew 4
Kyrie Irving 8
Nike Dunk
nike dunk low​
nike dunk low灰白
nike sb dunk
nike dunk low retro
nike dunk sb
nike sb dunk low
nike dunk low熊貓
nike dunk low grey fog
nike dunk 2025
Nike Court
nike court vision女
nike court vision
nike court legacy
nike court borough low 2
nike court vision low
nike court borough low
nike court vision alta
nike court royale
court nike
nike x sacai
sacai x nike vaporwaffle
Nike Vaporwaffle x sacai
Sacai x Nike Cortez 4.0
NIKE SACAI
nike sacai官網
nike sacai哪裡買
Sacai
Имя Цитировать
888999
Имя Цитировать
ahr147
Имя Цитировать
Sarah
Jordans 15 Nike Outlet Nike Shoes For Mens Nike Shoes Air Jordan Retro Nike Air Zoom Nike Zoom Adidas Yeezy Nike Outlet Jordan 11s Jordan 23 Pandora Jewelry Nike Free Jordan 25 Christian Louboutin Jordan 18 Jordan 6s Jordan 35 Nike Outlet What The Jordan 5 Baseball Jerseys Cheap Nikes Nike Air Max 720 Air Jordan 13 Retro Jordan 1 Infant Jordan Cheap Soccer Jerseys Foamposite Nike Store Nike Jordan Nike Air Force 1 Custom Jerseys Canada Jordan 33 New Jordans 2021 Wholesale Jordans Jordans 13 Nike Factory Store Red Bottom Shoes Nike Dior Jordans Wholesale Jordans Air Force 1s Jordans 19 Air Jordan 31 Nike Air Max 270 Air Max Jordan Shoes Jordan 12 Nike Huaraches Nike Running Shoes For Women Jordan 30 Nike Shoes Outlet Store Online Shopping Nikes Shoes Jordan 33 Jordan 24 Pandora Charms Adidas Wholesale China Nike Outlet Pandora Jewelry Custom Jerseys Nike Wholesale Pandora Bracelets Nike Jordan 1 High Nike Sneakers Pandora Bracelets Jordan 29 Wholesale Cheap Jordans Pandora Rings Jordans Wholesale Jordan 28 Air Max Jordan Concord Adidas Factory Outlet Jordan Shoes Pandora Charms Outlet Jordans For Kids Nike Blazers Jordan 26 Pandora Black Friday Adidas NMD R1 Air Force Ones Nike Air Jordan 2 Nike Outlet Nike Acg Nike Wholesale Jordan 16 Pandora CZ Ring Pandora Charms Pandora Jewelry Nike Running Shoes For Women Wholesale Nike Shoes Christian Louboutin Outlet NHL Shop Canada Jordans 27 Wholesale Nike Shoes Wholesale Shoes Nike Clearance Nike Women's Nike Air Uptempo Yeezy Boost 350 Jordan 32 NHL Store Pandora Charms Off White Nike Jordan 34 Nike SB Nike Outlet Store Air Max 95 Cheap Jordans Nike Shoes Sale Nike Nike Huaraches Nike Outlet Pandora Jewelry Wholesale Nike Shoes China Nike Shox Air Jordan 22 Pandora Charms Nike Outlet Store Online Shopping Nike Outlet Store Online Shopping Pandora Charms Nike Shoes Retro 12 Nike Free Run Pandora Jewelry Outlet Nike Shoes Nike Air Force Ones Nike Air Max 97 Jordan Shoes Air Force 1s Adidas Shoes Air Max 2019 Jordan 12s Pandora Pandora Air Jordan 11 Low Wholesale Adidas Jordan 33 Air Jordan 17 Air Jordan 14 Jordan AJ 1 Nike Blazer Mid Nike Canada Cheap Wholesale Nike Shoes Free Shipping Air Max Jordan 4 Nike Huaraches NFL Shop Online Nike Outlet Jordan 20 Pandora Jewelry Charms Nike Air Max 270 Cheap Jordan Shoes For Women Pandora Ring Pandora Jewelry Official Site Nike Shoes Cyber Monday Lebron James Shoes Jordans 21 Air Max Air Jordan 11 Retro
Имя Цитировать
Гость
You are very good at that.

งานราชการ
Имя Цитировать
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 















216.73.216.97