Образование форм степеней прилагательных
!!! НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения!!!
Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:
Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.
НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: более сильнее, менее здоровее, более радостнее. ПРАВИЛЬНО: самый сильный, наиболее здоровый, самый радостный.
Образование форм глагола.
· Запомните, как образуются формы повелительного наклонения некоторых глаголов:
!!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!
· В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь:
· Глагол класть употребляется только без приставки (Правильно: кладу, кладешь, кладете), однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).
Образование форм деепричастий.
При обнаружении ошибок, связанных с формой деепричастий, необходимо помнить, что:
· деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать – решая);
· деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить – решив);
· НО: иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я (прочтут – прочтя, найдут – найдя).
Образование форм местоимений.
· притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
!!! Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя)!!!
Образование форм существительных.
Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных и.п. мн. ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и р.п. мн. ч. (мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен).
Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание:
· существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ов (томатов, апельсинов). НО: яблок;
· существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
· существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов, клипсов;
· существительные ж. р. на -ня в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
· существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ий (селенье – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий). НО: платьев, устьев и некоторые другие;
· в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).
Знание всех вышеописанных грамматических норм русского языка и типов ошибок, связанных с их нарушением, необходимо для успешного выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку.