Наверх

Практика

ВИДЫ ПРАКТИК

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования в части требований к структуре основных образовательных программ направления подготовки (специальностей) основными видами практики обучающихся являются учебная и производственная, включая преддипломную.

Содержание каждого из видов практики определяется программой, которая составляется выпускающей кафедрой в соответствии с настоящим Положением и должно соответствовать профилям подготовки (специализации).

1.1. Учебная практика

1.1.1. Учебной считается практика по получению первичных профессиональных умений по направлению подготовки, проводится на младших курсах с целью закрепления, расширения и углубления полученных теоретических знаний, приобретения первичных профессиональных умений и навыков в решении конкретных задач, проблем и подготовки к осознанному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Цели и задачи учебной практики:

- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин в практической деятельности;

- овладение навыками самостоятельной деятельности в профессиональной области;

- сбор, систематизация и обобщение практического материала;

- активизация и стимулирование творческого подхода обучающегося к проведению практики;

- создание условий для развития у студентов готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на практике, формирование положительного отношения у будущей профессии;

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих выпускников;

- развитие у обучающихся потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессиональных компетенций.

1.1.2. В соответствии с требованиями ФГОС ВО, основной образовательной программы, учебного плана по направлению подготовки (специальности) соответствующего профиля учебная практика может включать в себя несколько этапов:

- ознакомительный этап в организациях, учреждениях любых организационно-правовых форм;

- этап по получению первичных профессиональных умений и навыков в учебных мастерских, лабораториях университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

На ознакомительном этапе практики обучающийся:

- знакомится с нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность, должностными инструкциями, календарным планом работы, графиком работы и др.

- изучает научную, учебную и методическую литературу по профилю;

- наблюдает за деятельностью непосредственного руководителя практики, методиста, отмечает специфику и ситуативные нюансы;

- структурирует профессиональную деятельность, выделяет основные ее элементы, внутреннюю организацию, внешние факторы труда;

- проводит рефлексивный анализ собственных возможностей осуществления наблюдаемой деятельности, наличия барьеров ее реализации, а также личностных, социальных и иных ресурсов, способствующих преодолению этих барьеров.

На этапе приобретения первичных профессиональных навыков обучающийся:

- знакомится с методами работы и инструментарием;

- получает первичные профессиональные навыки и умения;

- участвует в решении конкретных профессиональных задач, возникающих в процессе осуществления деятельности;

- анализирует собственные профессиональные проблемы;

- обсуждает с руководителем, возникшие сложности и затруднения, намечает пути преодоления барьеров профессиональной деятельности.

1.1.3. Полевая, архивная, археологическая, технологическая, фольклорная и другие практики осуществляются на учебно-научной базе университета, в заповедниках, полевых лагерях в составе маршрутных (стационарных) экспедиций (геологических, экологических, биологических, географических, этнографических, фольклорных, археологических и др.) в окрестностях г.Комсомольска-на-Амуре или за его пределами.

Задачами данных видов практики являются;

- формирование у обучающихся навыков исследовательской работы;

- закрепление и расширение знаний, полученных на теоретических занятиях в полевых условиях;

- приобретение и совершенствование профессиональных навыков планирования, организации и проведения исследований;

- приобретение практических навыков полевой работы;

- наблюдения за природными объектами и явлениями, их описание и документация:

- развитие и совершенствование профессионально-прикладной подготовки;

- обучение поведению в экстремальных условиях и др.

1.1.4. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося, цель, задачи и содержание которой определяются программой практики.

1.1.5. Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной технологии, электронного обучения или дистанционных технологий.

1.1.6. При разработке программы необходимо предусматривать изучение специальной научной литературы, достижений отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний, сбор, обработку, анализ и систематизацию научной и специальной информации по теме (заданию), участие в проведении научных исследований и разработок, выступление с докладом на конференции, публикацию достигнутых результатов.

1.1.7. Учебная практика может быть проведена непосредственно в ФГБОУ ВО «АмГПГУ».

1.2. Производственная практика

Производственная практика направлена на формирование всей совокупности профессиональных компетенций (ценностно-мотивационных, когнитивных, социально-психологических, деятельностных) обучающегося, способствующих повышению конкурентоспособности выпускника на рынке труда и успешной адаптации в профессиональной деятельности.

Виды производственных практик (педагогическая, психологическая, воспитательная, методическая, переводческая, юридическая, научно-исследовательская, преддипломная и т.д.) определяются выпускающими кафедрами, в соответствии с требованиями ФГОС ВО, основных образовательных программ АмГПГУ направлений подготовки (специальности) соответствующих профилей (специализации) и указываются в рабочем учебном плане.

Производственная практика обучающихся проводится в образовательных учреждениях всех видов и типов, культурно-просветительских учреждений, в иных организациях, учреждениях (предприятиях) любых организационно-правовых форм с ориентацией на предполагаемое место работы выпускников.

Основным принципом проведения производственной практики студентов является интеграция теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Цели и задачи производственной практики:

- подготовка обучающихся к выполнению трудовых функций, определенных профессиональными стандартами:

- получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

- закрепление теоретических и методических знаний, умений и навыков обучающихся по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, приобретение практического опыта будущей профессиональной деятельности в условиях реального производственного процесса;

- осознание обучающимися мотивов и ценностей избранной профессии;

- углубленное изучение и осмысление в условиях практики содержания профессионального образования по профилю подготовки;

- овладение навыками подбора эффективных методик и технологий решения профессиональных задач и возникающих нестандартных ситуаций;

- формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ВО, основных образовательных программ направлений подготовки (специальности) различных профилей (специализации);

- формирование навыков рефлексии личного опыта, самообразования и самосовершенствования в осуществлении профессиональной деятельности, адекватной самооценки своих возможностей;

- развитие навыков работы с людьми, усвоение этических, социально-психологических, культурных норм межличностного и профессионального взаимодействия;

- развитие у обучающихся необходимых личностных качеств, обусловленных будущей профессиональной деятельностью, потребности в самообразовании и творческом подходе к практической деятельности.

Производственную практику (включая педагогическую) обучающиеся очной формы, независимо от места нахождения, проходят в традиционной форме. Для обучающихся в ИЗиДО практика может проходить с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

1.2.1. Основное содержание производственной педагогической практики по направлению подготовки «Педагогическое образование» составляет профессионально-педагогическая деятельность обучающихся, которая включает:

- изучение ребенка, подростка, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности, проектирование его индивидуального развития;

- организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, коллективов класса, кружка, секции, группы и т.д.;

- формирование и развитие общей и педагогической культуры.

Основное содержание педагогической практики реализуется:

- в деятельности вожатого, учителя по предмету, классного руководителя, воспитателя, организатора кружка, секции, организатора детского объединения по месту жительства и т.д.;

- в работе с родителями и общественностью.

1.2.2. Педагогическая практика в загородных, городских, спортивно-оздоровительных лагерях, трудовых объединениях школьников проводится для обучающихся на втором курсе в летний период, где студенты работают в качестве отрядных вожатых, воспитателей, руководителей кружков, творческих, трудовых объединений школьников.

Педагогической практике предшествует методическая подготовка студентов и участие будущих вожатых в инструктивно-методическом лагере, организуемом кафедрой педагогики профессионального образования.

1.2.3. Педагогическая практика обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (с одним профилем подготовки) на III курсе проводится в I-III (IV), V-VIII классах, на IV курсе в I-III (IV), VIII-XI классах городских и сельских образовательных учреждениях всех типов в зависимости от профиля подготовки студентов-бакалавров.

Задачи педагогической практики:

- подготовка к выполнению трудовых функций;

- закрепление теоретических и методических знаний, умений и навыков студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

- развитие индивидуального педагогического стиля деятельности;

- приобретение практического опыта будущей профессиональной деятельности в условиях реального производственного процесса;

- осознание обучающимся мотивов и ценностей избранной профессии;

- приобретение умений и навыков планирования и учета работы, проведение педагогических наблюдений;

- овладение навыками подбора эффективных методик и технологий;

- решение профессиональных задач и возникающих нестандартных ситуаций;

- формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ВО, основных образовательных программ направлений подготовки бакалавров;

- формирование навыков рефлексии личного опыта, самообразования и самосовершенствования в осуществлении профессиональной деятельности,

- адекватная самооценка своих возможностей;

- развитие навыков работы с людьми, усвоение этических, социально-психологических, культурных норм межличностного и профессионального общения;

- формирование творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;

- сбор фактического материала для написания ВКР.

Педагогическая практика обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» на III курсе проводится в I-III (IV), V-VIII классах, на IV курсе в I-III (IV), VIII-XI классах городских и сельских образовательных учреждениях всех типов в зависимости от направления подготовки студентов-бакалавров.

Первая неделя педагогической практики отводится на общее ознакомление обучающимися с образовательным учреждением, классом (группой), организацией учебно-воспитательной работы с учащимися.

В последующие недели практики обучающиеся работают согласно общему плану педагогической практики и индивидуальным планом, утвержденным институтским (факультетским) руководителем и методистом по практике.

Во время педагогической практики на III курсе обучающиеся выполняют специальные задания по педагогике, психологии и возрастной физиологии и школьной гигиене, на IV курсе – задания по психологии, педагогике.

Для проведения воспитательной работы, обучающиеся прикрепляются по одному человеку к классу. На III курсе они работают помощниками классных руководителей, ведут внеклассную работу по учебному предмету, на IV курсе выполняют все обязанности классного руководителя.

Педагогическая практика обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) на IV курсе проводится в I-III (IV), V-VIII классах, на V курсе в I-III (IV), VIII-XI классах городских и сельских образовательных учреждениях всех типов в зависимости от направления подготовки студентов-бакалавров.

Первая неделя педагогической практики отводится на общее ознакомление обучающимися с образовательным учреждением, классом (группой), организацией учебно-воспитательной работы с учащимися.

В последующие недели практики обучающиеся работают согласно общему плану педагогической практики и индивидуальным планом, утвержденным институтским (факультетским) руководителем и методистом по практике.

Во время педагогической практики на IV курсе обучающиеся выполняют специальные задания по педагогике, психологии и возрастной физиологии и школьной гигиене, на V курсе – задания по психологии, педагогике.

Для проведения воспитательной работы обучающиеся прикрепляются по одному человеку к классу. На IV курсе они работают помощниками классных руководителей, ведут внеклассную работу по учебному предмету, на V курсе выполняют все обязанности классного руководителя.

1.2.4. Основным содержанием производственной практики не педагогических направлений подготовки (специальностей) является профессиональная деятельность обучающихся, которая (в зависимости от профиля подготовки (специализации) включает:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

- приобретение необходимых практических умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки студентов;

- развитие профессиональной культуры специалиста;

- углубленное изучение и осмысление в условиях практики содержания профессионального образования;

- подготовку студентов к выполнению трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом;

- развитие у студентов интереса к работе в производственной области;

- осуществление самостоятельного исследования актуальной научной проблемы по теме выпускной квалификационной работы;

- освоение методов наблюдения, анализа и обобщения опыта работы специалистов;

- формирование у студентов личностных качеств будущего специалиста, устойчивого интереса к профессиональной деятельности, потребности в самообразовании и творческом подходе к практической деятельности;

- сбор фактического материала для написания ВКР.

Основное содержание непедагогической практики реализуется:

- в осуществлении профессиональной деятельности обучающихся в соответствии с профилем подготовки (специализации) на конкретном рабочем месте;

- в участии в опытно-экспериментальной работе, социологических исследованиях, проведении наблюдений, обработке и анализе данных экономического и социологического характера, применении экономико-математических методов на реальных предприятиях (учреждениях, организациях).

Производственная практика не педагогических направлений подготовки (специальностей) может быть проведена непосредственно в ФГБОУ ВО «АмГПГУ».

1.2.5. Производственная преддипломная практика является завершающей в профессиональной подготовке студентов. Преддипломная практика проводится, как правило, после освоения студентом программ теоретического и практического обучения и предполагает проработку материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы по определенной теме.

Преддипломная практика направлена на закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами из специальных дисциплин, а также приобретение практических навыков по планированию, организации и управлению деятельностью на предприятиях, в учреждениях. Прохождение преддипломной практики необходимо для успешного написания выпускной квалификационной работы.

Целями преддипломной практики являются написание выпускной квалификационной работы, а также углубление и закрепление теоретических знаний, подготовка к самостоятельной работе.

Задачи преддипломной практики:

- обобщение и анализ практического материала, необходимого для подготовки и написания выпускной квалификационной работы;

- овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики, методики;

- овладение способами организации, планирования, и реализации научных работ, знаниями по оформлению результатов научно-исследовательской работы;

- использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;

- апробация материала бакалаврской работы.

Для обучающихся в ИЗиДО практика может проходить с применением электронного обучения и дистанционных технологий.







172.16.5.10
sales@amgpgu.ru manager@amgpgu.ru director@amgpgu.ru alex@amgpgu.ru